пятница, 12 февраля 2016 г.

Мы будем защищать свое мнение


Юрий Пилипенко, глава государства Федеральной палаты юристов РФ, профессор права , доктор наук
На совещании 4 февраля Правительство Россиийской Федерации наконец одобрило в далеком прошлом ожидаемый нами закон об адвокатском запросе. Медведев в своем выступлении уделил ему особенное внимание, назвав право юриста на сбор сведений, нужных для оказания опытной правовой помощи, ответственным компонентой состязательности сторон.
Доработка приготовленного Минюстом проекта закона длилась практически два года, Федеральная палата юристов подключилась к ней сначала. При Минюсте была образована особая межведомственная коммисия, согласование текста с государственными структурами проходило на площадке Руководства. Наделение юристов новыми полномочиями силовые учреждения принимали как умаление собственных, исходя из этого процесс согласования был непростым. Представители ФПА отстаивали многие ответственные для адвокатуры положения, но по некоторым позициям были вынуждены пойти на компромисс.
Однако, даже в этом виде закон, непременно, нацелен на увеличение защиты и упрочнение равенства сторон, в силу того, что восполняет многие пробелы в регулировании университета адвокатского запроса: включает определение адвокатского запроса; устанавливает круг лиц, которым запрос может быть адресован; определяет количество сведений, которые могут быть запрошены; содержит доскональный список оснований отказа в представлении сведений; предполагает введение в Кодекс об нарушениях административного законодательства дополнения об ответственности за невыполнение запроса.
Вместе с тем закон содержит кое-какие положения, над которыми, на наш взор, стоит продолжить работу. В нем предусмотрена, к примеру, ответственность за безосновательный запрос, что, на наш взор, ограничивает права защиты, если сравнивать с обвинением. Помимо этого, как предлагается проектом, юристу могут отказать в ответе, в случае если закон относит запрошенные им сведения к информации с недостаточным доступом либо гостайне. Упрочнению равенства сторон это не содействует, в силу того, что у стороны обвинения больше прав на доступ к таким сведениям. Приводит к и длительность периода ответа на адвокатский запрос – 30 суток (при возможности продолжения еще на 30 суток).
Но в общем мы оцениваем закон позитивно. Он результат большой и усердной работы Руководства, Министерства Юстиции, ФПА, заинтересованных государственных органов и нацелен на увеличение гарантий реализации права на получение опытной правовой помощи.
К таким гарантиям относятся, к примеру, включенные в закон положения о праве юриста на проход в здание суда при представлении удостоверения, о праве Федеральной палаты юристов РФ идти в судебные органы с обращением в защиту прав неопределённого круга лиц, являющихся участниками адвокатского сообщества.
Мы полагаем эти предложения крайне важными для адвокатуры, таким же образом как и находящиеся в проекте нормы о статусе и полномочиях Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам. Потребность ее создания была уже давно понята адвокатским сообществом, и в апреле прошлого года VII Общероссийский съезд принял подобающие правки в Кодекс опытной этики юриста.
Нормативное фиксирование положений о Комиссии укрепит ее роль и будет означать, что государство, таким же образом как и адвокатура, осуществляет шаги к тому, чтобы благодаря вводу единых стандартов специальности повысить уровень качества правовой помощи.
Не теряем надежды дождаться таких мер и в масштабе всей страны, когда будет принята Идея регулирования рынка опытной правовой помощи, которая предполагает создание на базе адвокатуры единой компании адвокатов, оказывающих на опытной базе юридическую помощь неопределённому кругу лиц.
Совет ФПА РФ отправил в Руководство обращение, где отмечено, что адвокатура поддерживает Идею и требует ускорить ее принятие, но наряду с этим настаивает на исполнении пяти принципиально значимых условий: объединение в рамках адвокатуры всех субъектов опытного оказания правовой помощи неопределённому кругу лиц; установление исключительного права юристов на опытное судебное представительство в гражданском, арбитражном, административном и уголовном судебном разбирательстве; ввод нового вида адвокатского образования, дающего, в частности, использовать современные конкурентоспособные способы управления; представление юристу и адвокатскому образованию права привлекать к работе юриста согласно соглашению; установление благоприятного режима вхождения в адвокатское сообщество адвокатов, оказывающих юридическую помощь неопределённому кругу лиц.
Мы убеждённы, что лишь при исполнении всех этих условий станет вероятным всецело гарантировать право, закрепленное в конституции граждан на получение опытной правовой помощи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий